Самое интересное от Яна Арта

И их осталось только двое…

A A= A+ 25.01.2010

Замена пуговиц – отличное занятие для деятельных людей.

Новость истекшей недели – президент Татарстана Минтимер Шаймиев оставляет свой пост. На пятый (шестой?) срок он баллотироваться не будет. Как и предполагал Bankir.Ru, процесс ротации «большой четверки» - Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Юрий Лужков – входит в этап миттельшпиля.

Разумеется, уход Шаймиева обставлен соответствующе. Сам заявил об отставке, сам назвал преемника. Наверняка, в марте президент Медведев торжественно вручит виновнику торжества орден «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени. В многочисленных блогах, особенно казанских аналитиков, еще помнящих «парады суверенитетов», сейчас много рассуждается, что, мол, Шаймиев «позволил себе ельцинский уход», «ушел с достоинством», «показал Москве, кто в доме хозяин, назвав преемника» и т.п. Не суть. Хорошая мина – дело полезное.

Суть в другом – той «модернизации» регионального управления, которая вступила в завершающую стадию – ротацию «Большой четверки».

Как говорил директор Как Бы Радио из «Дня радио»: «У нас сейчас две проблемы – министерство обороны и пуговица. С министерством обороны мы ничего сделать не можем, так? Значит, будем искать пуговицу».

Несложно предположить, что уже весной будет меняться очередная пуговица – уфимская. А там, наконец, медленно, торжественно и печально, приступят и к последней – московской.

Вопрос в том, что пуговицы едва ли решат общие проблемы кройки и шитья в одной отдельно взятой стране. У вас есть такой же, но с перламутровыми пуговицами? Нету? Будем искать!

На полном серьезе считать это принципиальным обновлением государственного менеджмента считать может лишь неисправимый оптимист. Сама основа менеджмента остается неизменной. И сводится к простым узлам.

Основным средством управления остается распределение. Государство – это склад, правитель – завхоз. Этому дала, этому не дала. Соответственно. чиновник выше бизнесмена. Бизнес процветает лишь там, где поддерживается чиновником. Даже масштаб не важен – что олигарх-миллиардер, что владелец районной типографии – все зависят от госзаказа, госвливаний, госдавалки.

Разумеется, при том тот, кто выше рангом в «давальной» системе, отлично сознает, что внизу воруют. И объявляет борьбу с коррупцией. Вопрос в том, что это борьба скорее с масштабом коррупции, чем с ней самой как явлением. Потому что бороться с коррупцией в такой системе менеджмента – это значит бороться с самим ресурсом управления – «давалкой». Полная победа здесь будет означать, что змей Уроборос пожрал самого себя и госуправления в стране попросту не осталось.

И в таком ракурсе все эти ротации управления теряют какой-либо стратегический смысл. Ну, что ж, за неимением стратегии будем радоваться освежению декораций.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3127